Бесплатные шаблоны тут: Шаблоны Joomla. Объективы для Sony Alpha - Объективы Minolta и Sony.

Художник, обманувший Геринга

Источник livejournal.com

17 мая 1945 года американским капитаном Гарри Андерсоном в соляной шахте в Зальцбурге были обнаружены награбленные нацистами произведения искусства, в том числе и коллекция Германа Геринга, состоящая из картин известнейших мастеров.

Среди них находилась и картина Йоханниса Вермеера (Вермера Дельфтского) «Христос и блудница». Вначале это вызвало радость: найден еще один неизвестный Вермеер, который не был очень плодовитым. Но затем возник вопрос: а откуда он в коллекции Геринга? К картинам прилагались документы, поэтому не стоило большого труда установить, что пройдя через руки нескольких посредников, картина была куплена в 1942 году у конечного продавца – известного голландского коллекционера и богача Хана ван Меегерена.

За эту картину Геринг заплатил 1 600 000 гульденов (рекордная сумма, уплаченная на тот момент за кого-либо из старых голландских мастеров). Расплатился Геринг частью деньгами, а частью картинами менее известных художников.

И уже 29 мая 1945 г. ван Меегерен был арестован в своем роскошном доме на канале Кайзерхрахт в Амстердаме. Он обвинялся в распродаже национального культурного достояния, и самое страшное – в сотрудничестве с врагом, за которое грозил большой тюремный срок, вплоть до смертной казни. Проведя несколько дней в тюрьме, ван Меегерен поинтересовался: «А сколько сейчас дают за подделку картин? Всё те же четыре года? Тогда "Вермеер" Геринга – это мой "Вермеер". Это я его нарисовал».

1938 год. Директор и главный реставратор роттердамского музея Бойманса-ван Бёнингена любуются новоприобретенной за 550 тыс. гульденов картиной Вермера Дельфтского «Христос и ученики в Эммаусе». Тогда это полотно считалось одним из лучших шедевров Вермеера, а семь лет спустя окажется, что она тоже написана ван Меегереном.

Хенрикус Антониус ван Меегерен родился в 1889 году в Девентере, в детстве увлекался живописью, мечтал стать художником, но отец отправил его в Делфтский технический университет учиться на архитектора. Всё шло нормально, пока от ван Меегерена не забеременела кузина его однокашника – Анна де Вогт и не заставила на себе жениться.

Отец пришел в ярость, но дал сыну денег в долг, чтобы оплатить еще один год учебы. Однако Хан не хотел становиться архитектором, бросил университет и сдал экстерном экзамены в Гаагскую Королевскую академию искусств. Постепенно он стал известным художником, его картины неплохо продавались. Появились деньги, а с ними и страсть к веселой жизни: пирушки, любовницы, алкоголь, а потом и наркотики.

Работа «Ночной клуб» даёт не только хорошее представление о ван Меегерене как о художнике, но и как о человеке: он любил такую жизнь. Жена с ним развелась и забрала двух детей, но Хана злило иное – 20-е годы были рассветом кубизма и сюрреализма в искусстве, а он был принципиальным реалистом и не принимал новых тенденций в живописи.

И был объявлен искусствоведами «не обладающей собственным стилем» бездарью и «способным лишь подражать старым мастерам» ретроградом.

И тогда он задумал план мести – создать «неизвестный» шедевр Вермеера Делфтского, добиться признания его подлинности экспертами-искусствоведами, а затем объявить о своём авторстве этого полотна. И не просто признания экспертами «подлинности» картины добивался ван Меегерен, а признания её «одним из лучших и наиболее совершенных творений» Вермеера.

Нет смысла описывать, как художник подбирал краски, холст, сюжет, как писал «Христос в Эммаусе», как придумывал историю картины, как продавал её через несколько посредников. Можно сказать лишь «слаб человек»: когда ван Меегерен получил две трети от 550 тысяч гульденов (а это больше миллиона долларов по нынешним ценам), он передумал уличать искусствоведов в невежестве, плюнул на славу и поставил производство подделок на проток.

И восемь лет ни в чем себе не отказывал: закатывал шумные вечеринки для друзей, покупал драгоценности и меха для жены. А также роскошные виллы, уставленные картинами столь любимых им старых мастеров (подлинниками, конечно), и наркотики – для себя.

Позднее Хан Ван Меегерен пишет картину под Вермеера «Молодой Христос, проповедующий в храме».

Когда, отмываясь от обвинения в сотрудничестве с нацистами, ван Меегерен признался в фальсификации, ему не сразу поверили. И тогда он сказал «А я могу вам нарисовать еще одного "Вермеера"», и ему разрешили работать дома, выставив охрану.

Написанная картина на заданную тему «Молодой Христос» сняла обвинения в коллаборационизме и продаже Герингу национального культурного достояния, но было выдвинуто обвинение в мошенничестве. Хотя и тут возникли юридические проблемы – ван Меегерен только писал картины, никого не убеждая в их подлинности, заключение по которой выносили эксперты по заказу посредников.

Процесс откладывался много раз, и начался в очередной раз 29 октября 1947 года, когда ван Меегерену исполнилось 58 лет. Он превратился в персональную выставку художника – зал суда напоминал картинную галерею.

Приговор был оглашен ровно 66 лет назад, 12 ноября 1947 года, – подсудимый получил лишь год тюремного заключения. Но после вынесения приговора и до его вступления в законную силу, у ван Меегерена случился сердечный приступ, в больнице второй, и 30 декабря он умер от инфаркта.

А его подделки уничтожать не стали, они экспонируются – «Христос и блудница» из коллекции Геринга, например, сейчас висит в роттердамском музее Бойманса-ван Бёнингена, в одном зале, со столь нелюбимым ван Меегереном Пикассо.